Топ-100
Как составить план текста

Как составить план текста

Доброго здоровья, уважаемый читатель журнала «Web4job.ru”! В  этой статье мы поговорим  на тему Как составить план текста, какие виды планов бывают, как оформить план, с чего начать и как закончить, какие ошибки допускают новички при его составлении и какие из них самые распространенные.

Как составить план текста

План имеет важное значение при написании статей, он способствует восстановлению в памяти их содержания.

Он представляет из себя список основных мыслей, высказанных в логическом порядке и его цель – раскрыть содержание.

Руководствуясь его пунктами, автору значительно легче продвигаться в выбранном им направлении и решать поставленные перед собой задачи.

Статья, которая была написана без плана, выделяется тем, что порой бывает трудно определить ее главную мысль.

Виды планов:

Вопросный

Составляется в форме вопросов, на которые автор должен ответить в процессе написания текста.

Используется при написании инструкций, обучающих материалов для проведения тренингов, мастер-классов.

Например:

  • Что представляет собой электровеник;
  • Как им пользоваться;
  • Его цена.

Тезисный

Тезис – сокращенная формулировка одного или двух абзацев текста.

Тезисы бывают:

  • Вторичные – их используют для того, чтобы выделить главную информацию из используемого источника – учебника, научной статьи;
  • Оригинальные – пишутся для выступлений на конференциях или семинарах.

С его помощью фиксируется основной смысл, который необходимо раскрыть в статье. Он используется для подготовки к написанию разных текстов.

В тезисном плане предлагается выделять один пункт на тысячу символов. Если ваш текст составляет 8 тысяч знаков, то план должен состоять из 8 пунктов.

Пример:

  • Что означает понятие тизерная реклама, ее особенности ( рекламное сообщение, содержащее информацию о продукте, но полностью его не демонстрирующее. Обычно она появляется на начальной стадии его продвижения и создает вокруг него интригу);
  • Для чего она используется ( как инструмент для продвижения товаров и услуг, для монетизации веб-ресурсов);
  • Ее плюсы;
  • Как ее использовать, чтобы она была эффективной.

Назывной

Состоит из тезисов, включающих существительные и прилагательные, максимум, он должен состоять из – двух-четырех слов.

Пример:

  • Тизерная реклама;
  • Особенности;
  • Ее эффективность.

Для того, чтобы воссоздать содержание статьи, достаточно один раз взглянуть на план.

Опорный

Состоит из опор – ключевых слов и части предложений, по которым не составит труда воссоздать текст полностью.

Он пишется для личного использования — для выступлений на совещаниях, презентациях, публикации новостей, чтобы не потерять основную мысль, но и чтобы часто в него не заглядывать.

Пишется на усмотрение автора, зависит от его памяти, целей.

Копирайтеру пригодится для написания коротких текстов, к примеру, новостной статьи.

В него включаются основные факты, цифры.

Его пример:

  • Тизерная реклама;
  • Ее задачи;
  • Преимущества;
  • Эффективность.

План научного текста бывает:

Развернутый

Составляется для написания дипломных работ, диссертации, научных исследований. С его помощью легче развивать мысль.

Он включает в себя:

  • Введение – здесь формулируется задача исследования, пути ее решения;
  • Основная часть – вначале выдается обзорный материал, дальше — новый, рассказывается о результатах исследования;
  • Заключение – излагаются краткие выводы о работе.
Сжатый или свернутый

Включает заглавие, аннотацию и оглавление,

Смешанный

Это разновидность планов можно задавать вопросы, записывать тезисы, никаких ограничений нет.

Копирайтеру план необходим для того, чтобы:

  • В голове не было путаницы;
  • Чтобы материал получился интересным и увлекательным;
  • Если текст правильно структурирован, читателю будет нетрудно отыскать нужную часть текста;
  • Для увеличения трафика и, как следствие, дохода.

Умение структурировать текст дает возможность оценивать статьи конкурентов, подготавливаться к тестированию.

Основная задача при написании плана – выделить главную мысль, при этом его пункты должны быть короткими.

С чего начинать и как заканчивать написание плана?

Прочитайте текст один-два раза, в ходе чтения конспектируйте основные мысли, делайте пометки;

Чтобы легче было понять главную мысль, надо ответить на вопрос – для чего текст написан;

Проанализируйте все абзацы, выделите ключевой момент и постарайтесь понять их смысл. Очень часто абзац представляет собой законченную мысль, и его можно внести в план как подзаголовок.

Немного передохните и перечитайте план. Если с первого взгляда понятно, о чем текст, значит, вы написали его правильно.

Если в тексте используются незнакомые термины, надо уточнить их значение.

Одно и то же слово не должно повторяться несколько раз. Если без него обойтись невозможно, замените его на синонимы.

Если вам кажется, что план необходимо доработать, не опасайтесь его редактировать.

Когда он составляется для совещания, то не должен быть длинным, один пункт должен состоять из двух-трех слов.

Нумеруйте пункты.

Вы сами решаете, какой план вам выбрать – простой или развернутый.

Простая структура – от трех до пяти заголовков без описания деталей. Состоять они должны из двух-пяти слов и содержать лишь ключевые моменты.

Сложная – больше пяти заголовков с подзаголовками, включающими важные моменты. Такой вариант помогает понять, как развивается сюжет.

До того, как начать писать план, надо определиться с видом текста, какая это будет статья – научная работа или новость.

Научная работа выстраивается таким образом, чтобы мотивировать конкретную закономерность.

Исполнитель высказывает доводы, подтверждая их документами со ссылками на достоверные источники.

Читатель последовательно идет к выводу, основной идее, которая находится в конце текста.

Новостная статья оформляется в иной последовательности.

Начало текста – основная информация, цель которой — возбудить интерес у аудитории, в середине исчерпывающе раскрывается то, о чем написано вначале, а в конце – вывод.

Научные статьи читают вдумчиво, а тексты копирайтеров чаще всего мельком просматривают и именно поэтому начало должно быть таким, чтобы появилось желание прочесть статью до конца.

Чтобы научиться правильно писать тексты, надо повышать свое самообразование.

Самообучение чревато тем, что начинающий копирайтер не понимает, какие ошибки он допускает при написании плана и продолжает писать следующие в том же стиле, в котором начал.

Поэтому на начальной стадии работы ему нужен тренер.

Наиболее распространенные ошибки, которые допускают начинающие специалисты:

  • Нарушение логической последовательности;
  • Между пунктами нарушены смысловые границы;
  • Не определена идея текста;
  • Нет вступления и заключения;
  • Для пунктов неверно подобраны заголовки, поэтому нельзя понять, о чем речь;
  • Слишком длинный пункт, превышающий девять слов, больше напоминающий абзац;
  • Разный размер пунктов, отличающихся друг от друга. Это допустимо лишь в случае, если пишите комбинированный план.

План составляется для того, чтобы мысли были собраны в кучу, его наличие значительно упрощает работу копирайтеру.

Посмотрим видео на тему Как составить план текста

План текста-простой, сложный, тезисный

Как составить план текста

Учимся делить текст на части и составлять план

Заключение

В этой статье мы рассмотрели тему Как составить план текста, с чего начать и как закончить, для чего он нужен, его виды, какие ошибки допускают новички при составлении плана, какие из них самые распространенные.

Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.

Также буду признательна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!




Получите высокооплачиваемую интернет-профессию!

Академия Интернет-Профессий №1 для поиска удаленной работы

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*